Городские новости

«В каких случаях вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу (апелляционную жалобу) налогоплательщика без рассмотрения?»

Нередко, обжалуя акты налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц большинство налогоплательщиков не догадывается о том, в каких случаях вышестоящий налоговый орган может оставить их жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения. Оказывая содействие налогоплательщикам в указанном вопросе Межрайонная ИФНС России №12 по Красноярскому краю (далее - Инспекция) поясняет следующее: Глава 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) регулирует порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Статьей 139.3 НК РФ предусмотрен перечень оснований для оставления жалобы (апелляционной жалобы) налогоплательщика без рассмотрения. Так, в качестве оснований для оставления жалобы налогоплательщика полностью или в части без рассмотрения, вышестоящий налоговый орган может в случаях если: 1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание. При этом Инспекция обращает внимание налогоплательщиков па то, что в документах, подтверждающих полномочия представителя, должно быть оговорено право представителя па подписание жалобы (апелляционной жалобы). Указанный правовой подход был изложен в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.09.2014 г. по делу N А32-35886/2013. 2) Жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного нормами статьи 139 НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано. Вместе с этим право заявителя жалобы ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока установлено нормами п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ. В свою очередь принятие решения о восстановлении пропущенного срока осуществляется по усмотрению вышестоящего налогового органа, в случае если причины пропуска срока будут признаны уважительными. 3) До принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части; Пунктом 7 ст. 138 Налогового кодекса РФ предусмотрено право заявителя жалобы (апелляционной жалобы) на ее отзыв в полном объеме или в части. Отзыв жалобы или апелляционной жалобы является основанием для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. В свою очередь отзыв жалобы лишает заинтересованное лицо права подать повторную жалобу по тем же основаниям. 4) Ранее подана жалоба по тем же основаниям. По своей сути самостоятельным основанием для оставления жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом без рассмотрения является повторная подача жалобы по тем же основаниям. Повторно по тому же основанию можно обратиться с жалобой в случае оставления первоначальной жалобы без рассмотрения. Исключения из этого правила составляют случаи, когда первоначальная жалоба была отозвана заявителем, а также случаи, когда жалоба признается жалобой, поданной по тем же основаниям. Таким образом, при наличии приведенных выше оснований вышестоящий налоговый орган принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в полном объеме, а в случае отзыва заявителем жалобы в определенной части - решение об оставлении без рассмотрения жалобы в соответствующей части в пятидневный срок со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. В свою очередь решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения является по своему содержанию актом вышестоящего налогового органа и может быть также самостоятельным объектом обжалования налогоплательщиком.

Начальник инспекции Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса                                                                                            Игнатов А.А.