Новости для предпринимателей

21.01.2013 13:03

Все тайное становится явным… Все, кроме коммерческой тайны!

Информация, обладающая коммерческой ценностью, и разглашение которой крайне нежелательно, имеется в каждой компании. Эта информация может включать в себя общие сведения о деятельности организации, сведения об условиях, при которых компания заключает сделки, о контрагентах, о внутренних проектах, планах развития и так далее. Ценность этой информации понимает каждый ознакомленный с ней сотрудник, но при этом, как правило, компании не утруждаются в установках ограничений к этой информации, ограничиваясь лишь установкой пароля на компьютеры, устным предупреждением для своих сотрудников и приобретением сейфа для хранения особо важных документов.

Многие предприниматели не учитывают наличие, так называемых, контрольных мероприятий, которые проводят различные государственные органы. При осуществлении этих мероприятий подобной защиты становится недостаточно, ведь при наличии определенных обоснований сейфы могут быть вскрыты, пароли расшифрованы, а компьютеры так и подавно могут быть конфискованы.
Дабы не допустить подобных неприятностей, речь далее пойдет именно о правовых механизмах защиты коммерческой информации от изъятия различными контролирующими органами.

Строгий режим для секретной информации
Уже давно в законодательстве РФ появилась возможность легально защитить от разглашения коммерческую информацию. Глава 75 Гражданского Кодекса РФ говорит нам о том, что каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).
А вот ответ на вопрос о том, какая именно информация может быть защищена с помощью коммерческой тайны, кроется в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Режим коммерческой тайны согласно этому закону может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К числу этих сведений может быть отнесена любая информация, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности – например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и так далее. Единственными исключения будут сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.
Смысл установления организацией режима коммерческой тайны заключается в том, что с этого момента конфиденциальность сведений, попадающих под действия этого режима, охраняется законом, аналогично интересам компании, связанным с неразглашением этой информации. Так, например, в пункте 1 статьи 14 Закона о коммерческой тайне лица, которые необоснованно получили доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут быть призваны к дисциплинарной, гражданско-правовой, материальной, административной или уголовной ответственности.

Внедряем режим коммерческой тайны
Как показывает практика, этот процесс является очень трудоемким, требующим профессионального подхода. При несоблюдении определенных формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а необходимая информация не получит соответствующей защиты. Дело в том, что эта процедура подвержена тщательной законодательной регламентации.
Существует ряд обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации, которые лучше всего закрепить в специально разработанном положении, которое утверждается приказом генерального директора.
Во-первых, следует определить те сведения, которые будут составлять коммерческую тайну, отталкиваясь от имеющихся потребностей.
Во-вторых, ограничить доступ к этой информации, то есть необходимо ввести специальные правила хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну. Что же касается вопроса о полномочиях сотрудников, то его можно решить, наделив каждого сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с этой информацией. Следует отметить, что не нужно забывать про то, чтобы вносить в трудовые договоры соответствующий пункт, в связи с внедрением режима коммерческой тайны. Благодаря этому легче будет добиться от работника выполнения установленных правил, а так же привлечение при необходимости к дисциплинарной или материальной ответственности.
В-третьих, предприниматель обязан вести учет тех, кому предоставляется или передается конфиденциальная информация.
В-четвертых, для сохранности коммерческой информации обязательным является установление на основании трудового договора ограничений на использование такой информацией. А работник должен быть в обязательном порядке уведомлен о том, какой статус имеют данные сведения, а так же о порядке и условиях их использования.
В-пятых, обязательным условием для сохранности коммерческой информации является нанесение на материальные носители, такие как документы, компьютеры и так далее, грифа «Коммерческая тайна» с указанием полного наименования компании и места ее нахождения.
Исключительно при соблюдении всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет установлен, а у компании появится возможность защищать информацию от разглашения.